Презентация

Игорь Карин
Игорь Карин. Роман «Выбор»
  Роман в стихах. Роман многослоен. Прежде всего, это философский роман. Философский, поскольку выдержан в нескольких философских традициях. Одна линия — диалектическая, идущая от греков к Гегелю. Здесь — в первую очередь диалектика души, характера главного героя, переплетение в нем черного и белого, высокого и низкого (первая часть романа); диалектическая сложность оценки героя Автором и Режиссером (часть вторая).
    Вторая линия — от русской философии. Здесь главное — мучительные раздумья  о смысле жизни. Следовательно,  о  смысле Бытия и Смерти, о Судьбе и свободе воли (библейская тема), о Власти, иже от Бога, о тотальной предопределенности и тому подобном.
    Третья линия — бытовая (и даже пошлая) философия, как чья-то система взглядов или простое убеждение.
    Роман интеллектуальный: в нем множество афоризмов и парадоксов, но основное в этом смысле — едкие споры двух интеллектуалов, Автора и Кинорежиссера.
   Темы серьезной музыки (Чайковский, Мусоргский), серьезной живописи (Босх, Рембрандт ).
   Роман социальный. Главное: герой — сын и внук  врагов народа. Действие происходит в  алтайской  деревне, в Барнауле, на алтайской целине.
   Темы личности и коллектива, зарождающегося диссиденства (Режиссер), взаимоотношений комсомола и героя (описаны несколько комсомольских собраний), тема целины как социально-исторического явления.
   Роман исторический. Время — 1954-й год и — в воспоминаниях героя — сороковые годы. Описаны ушедшая эпоха, старая бытовая мораль. Автор не выходит за пределы того времени преднамеренно.
    Герой — сложное порождение времени и культуры, почерпнутой из книг, кино, музыки, фольклора.
    Наконец, роман народный. Народ понимается как «простой народ» и как другие его составляющие.
    Художественные достоинства: роман читается легко и даже слишком (что и скрывает его серьезность от не очень внимательных глаз). Первая часть — 4-хстопный ямб в свободной строфе. Вторая часть — размеры определены персонажами, особенно на комсомольских собраниях. Речи Режиссера, Автора и Героя — это 5-стопный и 4-стопный ямб (с переменой начальных строк), 4-стопный хорей (речь третьего).
    В первой части как минимум 10 персонажей (с речами), во второй — не менее 30-ти. Персонажи — не схемы, а типы. Никакого авторского произвола! Автор ставит себе в заслугу главное — все персонажи отстаивают свою правду и все правы по-своему, все социально детерминированы.
    Кроме того, роман построен как некое симфоническое образование и начинается «Прелюдией», а заканчивается «Эпилогом-кодой». Автор строжайше выдерживает мелодику стиха (нигде не сбиваясь  с заданного ритма).
    Еще одно: стиль романа — ирония, самоирония, переходящая в серьезные описания быта и людей, философия и философствования.
    Наконец, если в первой части действие несколько замедлено, то во второй — сюжет вполне динамичен и завершается обстоятельно мотивированной развязкой.
     Логика характеров и сюжета строго выдержана.
    По письменным и устным отзывам, роман привлекателен для «рядового» читателя, но пугает «искушенного»: «7000 строк — это безобразие!»; и прочие замечания того же рода. В итоге — «специалисты» его не прочли, но «списали», как нечто «графоманское».
    Возлагаю надежды на нормальное прочтение романа: последовательное, без торопливых реплик, с учетом сказанного выше. 
    Игорь Карин